Денис Тарасов (tarasovdd) wrote,
Денис Тарасов
tarasovdd

Categories:

Рок-опера "Белый конь, златая птица (Акбузат)" в Уфе 27.02.2018.

О рок-опере «Белый конь, златая птица (Акбузат)» я знал уже почти год. С тех самых пор, когда я впервые вообще узнал о существовании ГАРДТ РБ, собравшись приехать туда на «Голубую камею». Только вот никак не получалось у меня посмотреть этот спектакль. А в этот раз именно он шёл в день, когда я внезапно оказался в Уфе по работе. Разумеется, я не мог упустить такого случая! Об уровне спектакля говорили и хорошие отзывы, и магнитики, и даже чехлы на iPhone, продаваемые в театре. Ведь никаких чехлов на iPhone или магнитиков с той же «Голубой камеей» там нет! Я любитель телефонов другой марки – потому такого чехла мне не надо. Но сам факт!

Я всегда думал, что рок-опера – это не спектакль, а концерт рок-группы, стоящей на сцене и играющей какое-то большое произведение, с элементами театрализованного представления. Но «Акбузат» стал первой рок-оперой (а именно так определили жанр спектакля сами создатели), которую я увидел, а не услышал на аудиозаписи. Потому я не знаю, типичная ли это рок-опера. И я не знаю, справедливо ли сравнивать эту рок-оперу с мюзиклом. Но мюзиклы – самое похожее, что я видел. Потому именно с ними и буду сравнивать.

Приезжая в другие города и страны, мы всегда стремимся пообщаться с местными жителями, посетить местные достопримечательности, поесть местной еды, попить местных напитков… Ну а если ещё получится увидеть национальный праздник – это вообще большая удача!
Так уж получилось, что приезжая в Уфу, я до сих пор ходил на спектакли не по башкирским национальным сюжетам, а по каким угодно другим. И вообще башкирская культура оставалась для меня какой-то незнакомой. Но именно в этот раз, придя в полюбившийся мне уже Русский Драм, я увидел спектакль на сюжет башкирской народной сказки.
Сказку «Акбузат» мне тоже совершенно неоткуда было знать: сам я из русской семьи, мне читали в детстве другие сказки. А поскольку в Башкирии я никогда не жил – то и в школе я эту сказку не изучал. Перед спектаклем я не прочитал эту сказку. Потому узнал я её уже во время просмотра спектакля. И сказка мне понравилась! Она неожиданно интересна и поучительна! И конечно, она красиво представлена в этой постановке.

Недавно где-то в ленте в соцсетях я вычитал, что музыкой человек занимается для того, чтобы все могли услышать, как музыка звучит в его голове… Я тогда сразу подумал, что и театром люди занимаются примерно по тем же причинам. Здесь у меня сложилось впечатление, что я вижу на сцене чей-то сон! Именно вижу его своими глазами, а не слушаю рассказ о нём! Благодаря современным техническим средствам и своему богатому воображению, авторам удалось создать такую красивую «картинку» на сцене. Эта «картинка» состояла из двух основных частей. Из изображения, проецируемого проектором на задний план, и из собственно сценического действия. И нельзя сказать, что какая-то одна из двух этих частей важнее. Одно другим дополняется, одно без другого не может существовать! И что ещё интереснее – персонажи время от времени то «сходят» с этой картинки на сцену, то «заходят» на неё обратно! Лишь один персонаж так ни разу и не сошел с картинки – это сам конь Акбузат. Но это было и не нужно: он же сказочный конь, мифический! Он был преподнесен так, что и безо всякой материализации производил сильное впечатление! Не уверен, что даже живой конь смог бы это: он, при всей своей красоте, всё же выглядит настоящим, а не сказочным. А ростовая кукла на двух человек выглядела бы, конечно, и вовсе смешно: что хорошо для детского спектакля – то не всегда хорошо в такой серьезной рок-опере…
Ещё одно интересное техническое решение в сценографии этого спектакля – прозрачный занавес, изображающий подводное царство за ним. Оно получилось гораздо более красивым и реалистичным, чем в диснеевской «Русалочке»! И похожим на настоящее тропическое море под водой – Красное море, например. Если не все, как я, ныряли в него когда-нибудь с аквалангом – то все, я думаю, хотя бы смотрели подводное фото и видео с таких морей. Всем должен быть понятен уровень реализма получившейся «картинки». Действие происходит на Урале, но подводный мир напоминает именно тропическое море, а не уральские озёра: в них (даже в самых чистых!) всё совсем не так красочно (а я и это тоже видел своими глазами). Но опять же: это иллюстрация не того, как всё на самом деле, а того, как себе это представляли люди в те времена. Ещё не имея возможности погрузиться под воду с аквалангом и всё увидеть своими глазами.

Сама композиция этого спектакля не похожа на ту, что я привык видеть у Брейтбургов. У них есть чёткое деление спектакля на номера: идёт какое-то действие с диалогами и монологами, затем начинает играть музыка, персонажи (один, два или целый их хор) начинают петь песню. Под песню идёт танец – получается, можно сказать, почти что клип. Причём сам текст песни обычно не имеет прямого отношения к сюжету, даже имена персонажей редко там упоминаются. В тех песнях персонажи чаще всего рассказывают о себе, о своём отношении к кому-то или к чему-то – и тем самым образы персонажей создаются либо дополняются, зритель складывает о них своё впечатление. И редко когда персонажи у Брейтбургов песней заменяют свои сюжетные монологи и диалоги. Там номер заканчивается – все на сцене замирают, зрители аплодируют. Затем действие продолжается – либо сразу следующим номером, либо опять диалогами и монологами. А зритель успевает передохнуть, выразить свои эмоции, осмыслить увиденное… Недаром в афишах о гастролях свердловского «Дубровского» в моём родном Челябинске (не избалованном подобными зрелищами) писали «концерт-мюзикл». Это ж действительно своего рода концерт получается! А в «Дубровском», в отличие от других мюзиклов Брейтбургов, есть даже ещё и своего рода концертмейстер – Рассказчик.

Здесь же, в «Акбузате», всё иначе. Диалогов и монологов очень мало, вместо них почти везде персонажи поют. И музыка не заканчивается почти никогда. Нет чёткого деления на отдельные номера, здесь одни номера переходят в другие плавно. Даже если при этом состыкована музыка, танцы и песни разных стилей! А зрителю (даже не подготовленному, как я) всё равно всё понятно! Но зрителя спектакль держит в таком напряжении, что ему некогда поаплодировать или даже посмеяться над смешным моментом! Взять хотя бы только эпизод, где Хаубену предложили выпить вина: он сперва понюхал и сказал, что оно гнилью пахнет. Потом, когда его попытались остановить, он сказал: «Хочу и пью!» Я легко себе представляю, как смеялся бы весь зал, если бы этот момент был в «Голубой камее» или в «Дубровском». Но здесь зал не смеялся. Здесь напряжённость сценического действия не спадала – и просто никому не хотелось, смеясь, пропустить что-то интересное, что последует за этим. А между прочим, даже тема вреда алкоголя не забыта в этой сказке! Иначе не могло и быть: сказка-то башкирская.

Вокал в этом спектакле был с каким-то больше оперным уклоном. А для Брейтбургов, наоборот, характерен уклон эстрадный. И даже те же самые актёры, что играют в их мюзиклах, здесь пели совершенно иначе.
Музыка не напомнила мне музыку Кима Брейтбурга. Она напомнила мне, скорее, музыку группы «Несчастный случай». Для которой Ким Александрович никогда ничего не писал. И участники которой Алексей Кортнев и Сергей Чекрыжов создали эту рок-оперу на грант президента Республики Башкортостан. Получилось совершенно не похоже на Брейтбурга, но не менее качественно! И в целом, спектакль получился не хуже качеством, чем у Брейтбургов.

Люблю я порассуждать и об игре актёров… Но здесь не хочется! Многих я узнал, многих не узнал в таких костюмах и в таком гриме. Некоторые актёры играли роли, не похожие на другие роли, по которым я их знаю. Нескольким очень видным актёрам здесь отведены только эпизодические либо массовочные роли. В общем-то, почти всех я увидел с тех сторон, с каких раньше не знал. Было интересно! Но как воедино слились почти все номера в спектакле – почти так же воедино для меня в этот раз слилась игра разных актёров. Всё настолько цельным и гармоничным воспринималось! Что даже сложно выделить кого-то, кто мне больше (или меньше) понравился. Обычно для меня это довольно просто, но не в этот раз.

Большое спасибо всем актёрам и всем постановщикам за этот спектакль! Отдельное спасибо Анастасии Сидоренко – за пригласительный билет на хорошее место!

С уважением, Денис Тарасов. (31 год, город Челябинск)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments